Из хранящейся в Екатеринбургском Горном архиве (архив Горнаго Правления), составленной в 1719 году дворянином Димитрием Кухновым, описи Белоярской слободы видно, что в оной слободе тогда был рубленный город (т. е. острог) и в нем деревянная церковь во имя Николая Чудотворца, судная изба, амбар с пороховой казной, два амбара для приема Государевых хлебных припасов, а вне острога изба для Государева таможеннаго сбора и питейной продажи. При церкви состояли поп, дьячек, пономарь и просфорня. Кроме этих лиц в слободе жили: Тобольский дворянин Корнилов, Тобольский же сын боярский Томилов; два писчих дьяка, два отставных писчика, два драгуна Арамильской роты, беломестный казак, крестьяне (4 двора) и бобыли (4 же двора). Белоярская слобода принадлежала прежде к Тобольскому уезду, а с 1719 года была приписана к Казенным Горным заводам. В настоящее время село называетсяПышминским по реке, а Белоярским по высокому, обрывистому, усеянному на поверхности белыми мелкими камнями правому берегу реки Пышмы, на котором ранее были расположены церковь и дома жителей. Настоящий приход Б., кроме села, составляют 5 деревень: Баженова – в 3 в., Бутакова – в 2 в., Большая – в3 в., Крутиха – 2 в. и Ялунина – 6 в. от села. Население прихода, в числе 2007 ч. м. п. и 2155 ж. п., вместе с временно-проживающими в селе и на ближайших к нему приисках разночинцами, состоит из крестьян. Все они, за исключением 33 ч. раскольников, православные. До последняго времени главным занятием их было хлебопашество, а до открытия пролегающей в соседстве с селом Пермь-Тюм. ж. д. (1883 г.) – и извозный промысел: почтовая гоньба, перевозка пассажиров кладей по Сибирскому тракту. Но так как почва в районе прихода малоплодородна, а в пределах его и окрестностях открылись разные прииски (золотые, изумрудные, асбестовые и пр.), то многие из прихожан, предпочитая хлебопашеству выгодный заработок на приисках, забросили земледелие и отдают свои пашни в аренду желающим из соседних сел. – Сведений о времени построения перваго, бывшаго в рубленном городе, храме во имя св. Николая Чудотворца, а также грамоты на его освящение – нет. Известно только, что он был без фундамента и настолько ветхий, что Екатеринбургское духовное правление в 1754 г. предписывало местному причту и церков. Старосте учинить крупный ремонт этого храма и подвести фундамент. В 1801 году, по приговору прихожан, этот храм был продан в Чернокоровское село (ныне Камышловскаго уезда) за сто рублей и деньги положены в казну, т. е., в церковь. Второй храм в селе Б. – тоже деревянный, во имя св. Николая Чудотворца, построен в 1792 г. и в качестве самостоятельнаго просуществовал только 30 лет, а затем сделан приписным и в 1851 году был перевезен в село Мезенку.
Материал из книги "Приходы и церкви Екатеринбургской епархии", изданной в 1902 году.